Инклюзия, сиротство и наставничество: какие темы станут ключевыми в импакт-медиа в следующем году?
На встрече клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа» в рамках МФГУ – 2022 в Доме молодежи обсудили пять важнейших социальных тем, которые могут стать ключевыми в медиапространстве в наступающем году – наставничество, инклюзию, социальное сиротство, подростковый суицид и социальную ответственность. В дискуссии приняли участие эксперты от профильных НКО и лидеры медиаиндустрии.
Сооснователь клуба «Хедлайнеры. Импакт Медиа» Никита Тихонов-Рау отметил, что в 2022 году члены клуба проделали большую работу в области производства и дистрибуции импакт-контента. Одним из самых значимых событий стал запуск образовательного курса «Импакт-медиа и социальные коммуникации» совместно с Институтом Кино НИУ ВШЭ. По словам сооснователя клуба, встреча на площадке МФГУ – 2022 в Доме молодежи стала квинтэссенцией некоммерческой работы лидеров сферы НКО и медиа.
Руководитель направления КСО «Национальной Медиа Группы» Мария Залунина, модератор дискуссии, открыла обсуждение темой наставничества. Продюсер художественного и документального кино, продюсер сериала «Трудные подростки» Олеся Овчинникова отметила, что пропасть между поколениями становится все больше, и многие глобальные события способствуют увеличению этого разрыва. Она рассказала о том, как важно выстраивать мост доверия между взрослыми и детьми, создавать безопасный мир, в котором «отцы и дети» будут поддерживать друг друга.
«Именно взрослые ответственны за то, какими будут наши дети, а значит, и весь будущий мир. Поэтому так важно создавать контент на тему детско-родительских отношений, уделять внимание этой теме, показывая положительные примеры и налаживая эту тонкую связь между взрослыми и детьми», – поделилась спортивный коуч, создатель спортивно-досугового детского центра Олеся Славянская.
На тему социального сиротства выступила руководитель клуба приемных семей благотворительного фонда «Арифметика добра» Светлана Строганова. Она напомнила, что жизнь в детском доме вредна и для психического, и для физического здоровья детей, поэтому общество должно сделать все для профилактики социального сиротства, не допустить попадание ребенка в детский дом. Для этого необходимо создавать комфортную понимающую среду для семей с детьми, чтобы они не боялись обратиться за помощью и знали, как и где ее получить.
«Семьям нужно начинать помогать, когда риск разлучения с детьми только появляется, не доводить ситуацию до критической черты. Иначе как мы можем прививать семейные ценности и ориентиры тем, что вырос в детском доме?» – отметила Светлана Строганова.
Директор по развитию программы благотворительной организации «Детские деревни – SOS» Юлия Бернова поддержала коллег и добавила, что только семья может дать ребенку необходимое ощущение любви и заботы.
Рассуждая на тему подросткового суицида, старший преподаватель кафедры психологии здоровья и отклоняющегося поведения Юлия Батлук обратила внимание слушателей на то, что тема недостаточно освещается в СМИ. Подобный контент в большинстве случаев носит скорее событийный характер. Также она рассказала участникам встречи о двух популярных стереотипах, связанных с темой подросткового суицида: «Первый стереотип заключается в том, что подростковый суицид совершается импульсивно, и поэтому предпринять какие-либо профилактические меры невозможно. Это далеко не так. Есть фоновые факторы, на которые взрослые могут влиять. Кроме того, многие думают, что самоубийство подростков носит демонстративный характер, и, если игнорировать такой шантаж, подросток сам собой передумает. Это второй стереотип. Любая попытка суицида – это всегда крик о помощи и знак, что эта помощь нужна», – поделилась Юлия Батлук.
Способствовать снижению процента детских суицидов сможет создание единого информационного канала помощи и формирование ценности жизни в СМИ.
Также участники дискуссии обсудили тему инклюзии. Директор по науке и инновациям Ресурсного центра «Технологии возможностей» Денис Кулешов считает, что людей с инвалидностью не стоит позиционировать как особенных, отличных от остальных. Приписывать им героические черты тоже неправильно, ведь они такие же люди со своими проблемами и трудностями.
«Мы должны перестать говорить про инвалидность через боль и героизм», – заявил Денис Кулешов.
Чтобы импакт-контент имел должный эффект, каждому россиянину нужно задуматься о чувстве социальной ответственности. Именно эта тема стала завершающей на встрече хедлайнеров импакт-медиа. Заместитель руководителя Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств Дмитрий Поликанов отметил потребность общества и, в частности, молодежи в живых человеческих история про ответственность, активную жизненную позицию и действенную любовь к родине.
Представители медиа – генеральный директор НМГ-студии Дмитрий Табарчук, генеральный директор «Импактфильм» Ольга Арлаускас, исполнительный директор АПКиТ Ольга Жукова и продюсер художественного и документального кино, продюсер сериала «Трудные подростки» Наталья Голодова пришли к выводу, что для освещения всех пяти социальных тем в медиа, нужно как можно чаще обращаться в теме взаимоотношений родителей и детей, влиять на решение проблем с положительной стороны. Ключевым жанром может стать документальная публицистика: она способна не только развлекать, но и просвещать, эмоционально вовлекать аудиторию. Кроме того, работу над проблемой надо запускать в медиапространстве комплексно: например, одновременно с началом проката сериала на социальную тематику запускать тематический сайт и чат-бот, снимать документальное кино – тогда работа с импакт-контентом принесет результат.
Также в дискуссии участвовал руководитель всероссийского движения «Вдохновители», сооснователь экосистемы Импакт-Клубов «Хедлайнеры» Михаил Палей, заместитель генерального директора Пятого канала Марина Белова, основатель благотворительный фонд помощи детям и взрослым «Подарок Ангелу» — финалист спецноминации Премии #МЫВМЕСТЕ-2022 Анастасия Приказчикова, генеральный директор платформы BETTER, руководитель группы устойчивого развития Dentsu Владлен Заморский, директор по партнерствам медиахолдинга Independent Media Диана Крупник и кинокритик Егор Москвитин.
Организаторы форума: Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) в рамках трека «Росмолодёжь.Добро» и Ассоциация волонтёрских центров. Генеральный партнёр: госкорпорация «Росатом». Партнёры мероприятия: компания «Норникель», РЖД, Общероссийский Народный фронт.
Информационные партнеры: информационное агентство ТАСС, международная медиагруппа «Россия сегодня», медиахолдинг «MAER» и деловой клуб RRCC.