820 млн людей в мире голодают: Как решить продовольственную проблему и почему важен фудшеринг обсудили на Международном форуме #МЫВМЕСТЕ-2022
Проблемы голода, нехватки продовольствия и возможные решения этих вызовов обсудили представители благотворительных организаций, перерабатывающих предприятий и продуктовые ритейлеры.
На Международном форуме #МЫВМЕСТЕ-2022 состоялась стратегическая сессия «Роль банков еды и технологии фудшеринга в обеспечении продовольственной безопасности». Участие в обсуждении приняли Юлиа Назарова, президент банка еды «Русь», Ирина Текслер, председатель попечительского совета первого регионального банка еды Челябинской области, Галина Секиринская, начальник управления по корпоративному бренду в X5 Retail Group, Надежда Галактионова, руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса ПАО «Магнит», Елена Вишнякова, заместитель генерального директора «Эколайн», Кристина Канская, руководитель управления регионального развития Ассоциации волонтёрских центров.
Модератором сессии выступила Анна Алиева-Хрусталёва, вице-президент банка еды «Русь». Она отметила, что проблемы голода, нехватки продовольствия особенно остро стоят на повестке всего мирового сообщества в текущем 2022 году. По статистике, сейчас 820 млн людей в мире голодают, ещё 1 млрд – недоедает. И с каждым годом проблема только обостряется. На России лежит особая ответственность, ведь страна выступает продовольственным донором. А значит, нужно ещё бережней относиться к ресурсам, почве, воде и окружающей среде.
Полноценное достижение продовольственной безопасности требует вовлечения всех слоёв общества и консолидации усилий власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
Бороться с бедностью помогают некоммерческие организации. Одним из таких проектов выступает банк еды «Русь» – первый и самый крупный банк еды в России. О его работе рассказала президент Фонда Юлиа Назарова. Она отметила, что в России около 18 млн человек живёт за чертой бедности. При этом в стране огромное количество ресурсов используется не рационально.
Около 18 тонн еды ежегодно выбрасывают. Эти продовольственные отходы загрязняют окружающую среду.
С экспертом согласна Елена Вишнякова, заместитель генерального директора «Эколайн». В качестве примера она уточнила, что только в августе этого года 70% отходов в Москве и Подмосковье составляли именно пищевые отходы. Для решения этих проблем «банк еды «Русь» разработал и запустил несколько программ. Это промышленный, розничный и агрофудшеринг.
«Агрофудшеринг – это одно из новых направлений. Мы работаем с сельхозпроизводителями. Они отдают нам овощи, фрукты, которые не прошли в сети магазинов из-за отбраковки по внешнему виду», – сказала президент Фонда Юлиа Назарова. А уже Фонд занимается перераспределением этих нериализованных бизнесом, но пригодных к употреблению продуктов питания. Назарова отметила, что таким образом банки еды возрождают культуру товарной благотворительности.
Также совместно с продуктовыми ретейлерами Фонд запустил программу фуд-карт. К ней подключились X5 Retail Group и ПАО «Магнит». Таким образом Фонд не выдаёт конкретные продукты нуждающимся, а позволяет им самим выбрать необходимые товары в сетях партнёров программы.
Галина Секиринская, начальник управления по корпоративному бренду в X5 Retail Group рассказала, что компания сотрудничает с Фондом уже семь лет. За это время собрали в магазинах сетей более 1300 тонн еды для нуждающихся.
«Наш проект, когда любой человек может купить и передать продукты нуждающимся, даёт простую возможность реализовать своё стремление делать добрые поступки», – сказала Галина Секиринская.
Летом 2022 года компания подключилась и к пилотному проекту фудшеринга. Теперь часть продуктов, которые раньше утилизировали, перераспределяют между нуждающимися.
Такую же инициативу поддержала и компания ПАО «Магнит». Об этом рассказала Надежда Галактионова, руководитель управления по устойчивому развитию бизнеса ПАО «Магнит». «Проект фудшеринга мы запустили в части московских дарксторах в августе. И уже только за это время перераспределили 11000 кг продуктов. Вместо утилизации, качественные продукты поехали к 6000 человек. А уже на следующей недели мы запустим подобную практику в наших точках Петербурге», – рассказала Надежда Галактионова.
Роль бизнеса в уменьшении количества продуктовых отходов важна. Но не стоит забывать и о личной ответственности каждого человека. Такую мысль озвучила Кристина Канская, руководитель управления регионального развития Ассоциации волонтёрских центров. Лишь 29% продовольственных отходов, попадают на мусорные полигоны, принадлежат бизнесу. 71% – выбрасывают домохозяйства, то есть обычные люди.
«Начинать нужно с себя. Нужно учиться рассчитывать свою норму питания. А перед покупкой всё тщательно взвесить, чтобы не было излишков», – затронула проблему просвещения Кристина Канская.
Также спикер отметила незаменимую роль волонтёров. Ведь именно они помогают доставить продукты всем нуждающимся. С ней согласились все спикеры сессии.
Роль региональных властей в развитии программы банков еды подчеркнула Ирина Текслер, председатель попечительского совета первого регионального банка еды Челябинской области. При содействии губернатора Челябинской области Алексея Текслера и при поддержки федеральных грантов, проект получил развитие своих программ почти на 9 млн рублей – в качестве грантов и субсидий.
«Очень важно, выходя в регионы, заручиться такой поддержкой местных властей. Помимо финансовой помощи проекту бесплатно предоставили складские помещения. А губернатор лично попросил местный бизнес поддержать проект», – сказала Ирина Текслер.
Благодаря этому с 2020 по 2022 годы челябинский банк еды распределил среди нуждающихся более 0,8 млн кг продуктов на сумму 160 млн руб. В финале сессии президент банка еды «Русь» Юлиа Назарова рассказала о планах развивать национальную сеть банков еды и организаций, которые занимаются фудшерингом. Фонд и ПАО «Магнит» подписали стратегическое соглашение о развитии фудшеринга, а также институтов социального и корпоративного волонтёрства в России.
Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСЕ организован Федеральным агентством по делам молодёжи в рамках трека «Росмолодёжь.Добро» и Ассоциацией волонтёрских центров.
Генеральный партнёр: госкорпорация «Росатом». Партнёры мероприятия: компания «Норникель», ОАО «РЖД», Общероссийский Народный фронт. Информационные партнеры: информационное агентство ТАСС, международная медиагруппа «Россия сегодня», медиахолдинг «MAER» и закрытый деловой клуб RRCC.