Представители ведущих российских медиахолдингов и платформ назвали главные тренды потребления контента
Об особенностях потребления телевизионного, цифрового, музыкально-развлекательного и рекламного контента, а также контента печатных СМИ, новых медиа, блогосферы и журналистики в целом говорили руководители Национальной ассоциации телерадиовещателей, Союза журналистов России, АО «Аргументы и Факты», Indoor TV, АНО «Диалог», «Русской медиагруппы», Krasavin Media Group. Модерировал экспертную сессию директор по коммуникациям АНО «Россия — страна возможностей» Сергей Коляда.
На вопрос «Чем журналист отличается от блогера?» дал ответ глава Союза журналистов России Владимир Соловьёв.
«Журналист работает согласно закону, он несёт ответственность за то, что опубликовал или произнёс в эфире. Блогер журналистом не является. Это гражданин, решивший заняться самостоятельным творчеством. При этом блогеры обычно хотят иметь права журналиста, а обязанности нести не хотят — в этом проблема. Информацию читают тысячи человек, опровергать или подтверждать факты всё равно придется нам, профессиональным журналистам», — говорит Владимир Соловьёв.
Одним из главных трендов 2023 года эксперты назвали «цифровую миграцию», которая после исчезновения из информационного пространства некоторых зарубежных сервисов позволила перетечь контенту и популярным контент-мейкерам на отечественные платформы. Были названы такие варианты, как VK Видео вместо YouTube, Yappy и VK Клипы вместо Tik-Tok, Looky и «Грустнограм» вместо запрещенного в России Instagram, «Рувики» и «Руниверсалис» вместо «Википедии» и многие другие, в том числе промышленные, научные и образовательные цифровые платформы.
В том числе в этой связи и в рамках глобальных тенденций контента в интернете стало кратно больше. Также постоянно появляются новые площадки и новые форматы, которые быстро распространяются среди молодёжи.
Первый заместитель генерального директора АО «Аргументы и Факты» Марина Мишункина обратила внимание, что при анализе медиапотребления важно принимать в расчет не только цифры в чистом виде, но и показатели, которые характеризуют отношение аудитории к степени достоверности информации.
Согласно исследованиям медиапотребления, все ещё немалая часть россиян склонна больше доверять федеральному и региональному телевидению, официальным интернет-каналам, а также традиционной прессе. При этом именно официальные СМИ считаются источниками верифицированной, проверенной информации.
«Ложь, фейки тоннами обрушиваются на наши головы. Информационная, то есть когнитивная война, направлена на сознание людей. Важно воспитывать ответственность за публично сказанное слово», — отметила Марина Мишункина.
Вкладом «Аргументов и Фактов» в формирование такого ответственного и целостного информационного пространства Марина Мишункина назвала проект «Нас много — мы вместе». Он был реализован в 2023 году «АиФ» совместно с Росмолодёжью при поддержке Института развития интернета. В проекте собраны и представлены в разных медиаформатах 100 историй волонтёров Общероссийской акции взаимопомощи #МЫВМЕСТЕ.
Согласно исследованию компании Mediascope, 87% детей четырех-пяти лет уже пользуются интернетом, 53% из них делают это каждый день. У 35% детей в возрасте четырех-пяти лет есть личные смартфоны, среди 14-17-летних этот показатель составляет 92%. Каждый пятый ребенок (22%) имеет личный ноутбук, а 34% — планшет. Большинство детей 12-17 лет (60%) используют на своих или семейных устройствах VPN-сервисы, чтобы получить доступ к противоправным ресурсам.
Государство должно содействовать производству социального контента, а платформы, вещатели и сервисы — активнее внедрять, разрабатывать и контролировать такой контент, считают участники сессии.
«Мы для себя выбрали путь информационного меценатства — поддерживать и не коммерциализировать отношения с благотворительностью, с теми, кто продвигает спорт, искусство, литературу. «Тот волк победит, которого вы будете кормить». Можно тратить время и смотреть ролики, которые искажают действительность, ослабляя нас всех, а можно стать героем в интернете и предотвращать там преступления», — рассказывает председатель и соучредитель делового клуба RRCC, управляющий партнёр Indoor TV Андрей Бургардт.
Немаловажный тренд, отмеченный в ходе сессии, — повышение интереса пользователей к разумному потреблению контента. Поэтому в последнее время обретают всё больший резонанс вопросы оценки треш-стримов и другого опасного контента.
«Форум #МЫВМЕСТЕ стал площадкой для обсуждения важных вопросов социальной политики, в том числе вопросов защиты детей и молодёжи в интернете. 83% россиян используют интернет ежедневно, в среднем 4 часа 17 минут. Дети от 4 до 17 лет проводят в сети более 6 часов в день. В этих обстоятельствах крайне важно найти баланс между креативностью и творчеством авторов в интернете и законодательным регулированием, чтобы, с одной стороны, не помешать развитию креативных индустрий, но в то же время обезопасить россиян и, в первую очередь, наших детей, от опасного контента в интернете», — подчеркнул директор по коммуникациям АНО «Россия — страна возможностей» Сергей Коляда.
Итогом обсуждения стали экспертные рекомендации в отношении того, что в сфере медиаконтента требует государственного регулирования и введения запретительных мер (в частности, пиратство отечественного контента, треш-контент, противоправный контент, а также инструкции по созданию запрещённых предметов или веществ), а что не стоит ограничивать (свободу слова и свободу печати, которые не нарушают законодательство).
Помимо этого, спикеры высказали идеи о необходимости поддержки развития отечественных платформ в интернете, мотивировании на создание полезного и социально значимого контента через различные государственные инструменты, а также актуализации законодательных норм в быстро меняющихся реалиях с учетом появления новых технологий и форматов донесения информации.
Международный форум гражданского участия #МЫВМЕСТЕ — главное событие в сфере добровольчества и социального лидерства. В 2023 году Форум стал частью Международной выставки-форума “Россия” — масштабной площадки, на которой представлены главные достижения страны, технологические разработки и научные открытия, ключевые успехи в промышленной, социальной, спортивной и культурной сферах. Форум даст возможность связать все представленные достижения регионов, компаний и сообществ с вкладом в общий успех добровольческой сферы и общественного лидерства.